Аннотации к адаптированным рабочим программам по учебным предметам к АООП
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.3)
Адаптированные рабочие программы по учебным предметам является составной частью
адаптированной образовательной программы школы и представляют собой совокупность учебнометодической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогами на основе
учебного плана и примерных и авторских программ, с учѐтом целей и задач адаптированной основной
образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлены адаптированные
рабочие программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с
последующими изменениями);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. Учебный план КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа- интернат» обучающихся с РАС
(вариант 8.3) для 2, 3 классов.
Учебный предмет
Русский язык
Класс(ы)
2-3
Аннотация к РП
Материалы для адаптированной рабочей
программы для
обучающихся
с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Русский язык» во 2 (5 часов в неделю), 3 классах
рассчитана на 136
часов в год (4 часа в неделю)
личностной
Цель: формирование коммуникативной и
готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку
обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
Коррекционно-развивающие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных грамматических понятий и
развитие коммуникативно-речевых навыков;
формирование правильного навыка письма;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.
Чтение
2-3
Материалы для адаптированной рабочей программы для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3), одобренных решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 4
июля 2017 года № 3/17).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Чтение» во 2-3 классах рассчитана на 136 часов в
год (4 часа в неделю).
Цель: формирование необходимых знаний и умений для
последующего обучения чтению и русскому языку.
Коррекционно-развивающие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование у учащихся основ знаний из области фонетики и
графики (звуки и буквы, гласные и согласные звуки);
формирование навыка плавного послогового чтения;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
Речевая практика
2-3
Математика
2-3
Материалы для адаптированной рабочей программы для
обучающихся
с РАС для обучающихся с расстройствами
аутистического
спектра (вариант 8.3), одобренных решением
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 4 июля 2017 года № 3/17).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Речевая практика» во 2, 3 классах рассчитана на
68 часов в год (2 часа в неделю).
формирование
и
развитие
элементарных
Цель:
коммуникативных и речевых умений в различных социальных
ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Коррекционно-развивающие задачи:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение
построению
элементарных
устных
связных
высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
Материалы для адаптированной рабочей программы
для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Математика» рассчитана на 102 часа в год (3
часа в неделю). Решением школьного МО 1 час на математику
добавляется из части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Цель: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном
обществе и к переходу на следующую ступень получения
образования.
Коррекционно-развивающие задачи:
формировать доступные обучающимся с РАС математические
знания и умения, необходимые для решения учебнопознавательных,
учебно-практических,
бытовых
и
профессиональных задач;
развиватьпроизвольностьмыслительнойдеятельностии
формировать ее основные компоненты;
способствовать развитию у обучающихся с РАС
заинтересованности в математической деятельности;
расширять объем математического словаря и возможности
Мир природы и
человека
2-3
Музыка
2-3
понимания обучающимися с РАС математической речи;
корректировать и развивать личностные качества обучающихся с
РАС средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности,
терпеливости, умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль).
Материалы для адаптированной рабочей программы
для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами
аутистического
спектра (вариант 8.3), одобренных решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 4
июля 2017 года № 3/17).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Мир природы и человека» во 2-3
классах
рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимание простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их
подготовка к жизни в современном обществе.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать познавательные способности;
выработать у детей правильное, осмысленное представление об
изучаемых предметах и явлениях;
учить познавать свойства и качества предметов;
учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в
быту;
воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Материалы для адаптированной рабочей программы
для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Музыка»
рассчитана на 34 часа в год (1 час в
неделю).
Цель: приобщение детей к основам музыкальной культуры, как
неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной
реабилитации и адаптации в современном обществе.
Коррекционно-развивающие задачи:
формирование доступных музыкальных знаний и умений;
формирование стремления и привычки к слушанию музыки;
развитие
музыкальности,
как
комплекса
способностей,
необходимого для занятий музыкальной деятельностью
Рисование
2-3
(музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы,
музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма,
звуковысотный слух и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных
традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм,
гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной,
так и во внеурочной деятельности;
реализация
психокоррекционных
и
психотерапевтических
возможностей музыкальной деятельности для преодоления у
обучающихся
неадекватных
форм поведения,
снятия
эмоционального напряжения;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и
эмоционально-волевойсферысучѐтоминдивидуальных
возможностей для профилактики социальной дезадаптации.
Материалы
для адаптированной рабочей программы для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Рисование» рассчитана на 34 часа в год (1 час в
неделю).
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психологопедагогической работы, максимально обеспечивающей создание
условий для коррекционно-развивающей работы по подготовке
обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на
следующую ступень получения образования.
Коррекционно-развивающие задачи:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира;
обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений;
совершенствования учащихся правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок;
контролировать свои действия;
развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной и
моторной координации путем использования вариативных и
многократно
повторяющихся
действий
с
применением
разнообразных технических приемов рисования;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности,
Физическая
культура
2-3
Ручной труд
2-3
образного мышления, представления и воображения.
Материалы для адаптированной рабочей программы для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Физическая культура» в 3 классах рассчитана на
99 часов в
год (3 часа в неделю).
Цель: всестороннее развитие личности обучающихся с РАС в
процессе приобщения их к физической культуре, коррекция
недостатков
психофизического
развития,
расширение
индивидуальных двигательных возможностей, социальная адаптация.
Коррекционно-развивающие задачи:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование
правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов
ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной
деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при
выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на
достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями;
воспитание
нравственных,
морально-волевых
качеств
(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Материалы для адаптированной рабочей программы для
обучающихся с РАС разработаны на основе примерных рабочих
программ для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3).
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
учебному предмету «Ручной труд» рассчитана на 34 часа в год (1 час в
неделю). Решением школьного МО 1 час на ручной труд добавляется
из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебник: Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы. В 2-х частях. –
М.: Просвещение, 2018.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося в
процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах, развитие
созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формирование мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
формирование представлений о материальной культуре как
продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного
и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний
культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности; формирование интереса к разнообразным видам
труда; развитие познавательных психических процессов;
развитие умственной деятельности;
о
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений;
коррекционный
курс
«Лестница знаний»
2-3
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
формирование информационной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное
воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
коррекционному
курсу
«Формирование
коммуникативного
поведения» во 2-3 классе «Лестница знаний» рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Цель: активизация навыков вербальной и невербальной
коммуникации в различных социальных ситуациях, подготовка
обучающихся c РАС к жизни в современном обществе.
Коррекционно-развивающие задачи:
обеспечение системного подхода к созданию условий для развития
у детей с ограниченными речевыми способностями возможности
выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и
обществом.
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и
взрослыми;
коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного,
коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм
поведения;
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения,
коррекционный
курс
«Логопедическая
коррекция»
2-3
включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных
высказываниях;
развитие
коммуникативных
навыков
обучающихся,
их
использование в различных видах учебной и внешкольной
деятельности.
Материалы для адаптированной рабочей программы для
обучающихся с РАС
разработаны на основе
примерной
адаптированной
основнойобщеобразовательной
программой
начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра
Информация о количестве учебных часов: Согласно учебному
плану и годовому календарному учебному графику программа по
коррекционному курсу «Логопедическая коррекция» рассчитана на
68 часов в год (2 часа в неделю), в том числе на проведение
диагностики устной и письменной речи в начале и в конце учебного
года.
Цель: формирование у детей правильной устной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
формировать правильное произношение фонем;
учить различать оппозиционные фонемы;
развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития учащихся.
создать
условия
для
формирования
правильного
звукопроизношения и закрепление его.
развивать связную речь на материале, обогащенном
автоматизированными звуками.