Аннотации к федеральным адаптированным образовательным программам
основного общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальныи нарушениями) (вариант II) по ФГОС
ОВЗ (1-9 классы)
Рабочие адаптированные основные общеобразовательные
программы
основного общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлены в соответствии
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), утв. Приказом
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026; адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин), вариант 2, 1-4 классы, 5-9 классы. Программы направлены на всестороннее развитие
личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают усвоение ими
социального и культурного опыта. Программы содержат материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который
им необходим для социальной адаптации.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), утв. Приказом
Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026; адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин), вариант 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при
ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и
др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и
слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности
выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и
целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями
интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что
понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачами обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную
среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
Согласно учебному плану образовательного учреждения в 5-9 классах на изучение
предмета «Речь и альтернативная коммуникация» отводится по3 часа в неделю в 1, 2
классах, в 3,4 классах по 2 часа в неделю в 5-9 классах по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Математические представления»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «Математические представления» 6-9 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего
образования
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026;
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (ин), варианты 2 1-4 классы, 5-9 классы.
Цель: создание комплекса условий для формирования, приобретение
познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других
социально- значимых навыков и умений у детей с ТМНР.
Предметные результаты освоения АООП образования
по математике
обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают
освоенные ими знания, умения и готовность их применения. АООП определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальным и достаточным. Минимальный
уровень составлен с учётом разных возможностей учащихся по усвоению математических
представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта и поэтому математический материал усваивается на
различном уровне.
По 2 часа в неделю в 1-4 классах, в 5-9 классах по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Окружающий природный мир»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
учебному предмету «Окружающий природный мир» для 5-9 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего
образования
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026;
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (ин), варианты 1,2, 1-4 классы, 5-9 классы. Согласно учебному
плану для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий природный мир» в
1-4 классах по 2 часа в неделю, в 5 – 9 классах отводится по 2 часа в неделю.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе учащиеся
получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных
изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении
раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для
жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и
растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений.
Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за
трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя
в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много
внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. В 5-м классе
продолжается изучение жизненно важных органов человеческого организма. Программа
предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о
правильной организации своей жизни.
Учебный предмет «Человек»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «Человек» для 5-8 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (ин), варианты 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Для обязательного изучения учебного предмета «Человек» отводится по 2 часа в 1-5
классах и по 1 часу в 6-8 классах.
Цель: приобщение к социальному миру; становление личности ребенка, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое
обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением
членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения,
пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при
этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации,
мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для
раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности,
используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное
оборудование.
Учебный предмет «Домоводство»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «Домоводство» для 3-4 и 5-9 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (ин), вариант 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Цель - формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам; повышение
самостоятельности в выполнении хозяйственно- бытовой деятельности.
Домоводство - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении
математики, языка и речевой практики, окружающего мира и других предметов должны
найти применение и практическое воплощение на уроках домоводства. Умение вести
хозяйство складывается из знакомых, привычных для учащихся обязанностей и дел,
которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает
значительные затруднения.
Программа по предмету «Домоводство» предназначена для обучающихся 3-4 классы
по 1 часу в неделю, 5-9 классах по 5 часов в неделю в каждом классе.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для 5-9 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего
образования
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин), адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (ин), вариант 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной
области «Окружающий мир» и имеет своей целью практическую подготовку
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается
на ранее полученные сведения учащимися на уроках развития речи, чтения, русского
языка, природоведения, математики, основы социальной жизни в младших классах.
В 1-4 классах по 1 часу в неделю, 5-7 классах по 2 часа в неделю, 8-9 классах по 3 часа в
неделю.
Учебный предмет «Музыка и движение»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «Музыка и движение» для 5-9 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (ин), варианты 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Целью музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной
культуры школьников, развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах.
Занятия музыкой способствуют адаптации его в обществе.
Педагогическая работа с детьми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним
из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут
ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться
иными способами. У человека может отсутствовать речь, н о он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача
педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться
воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на
музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной
сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях
развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку,
но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные
способности к пению, танцу, ритмике.
Адаптированная рабочая программа по музыке и движению в 1-9 классах
рассчитана по 2 часа в неделю в 1- 4 классах; 3 часа в неделю в 5 классе и по 2 часа в 6-9
классах.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин); адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (ин), варианты 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Согласно учебному плану на изучение предмета изобразительной деятельности в
1-4 классах по 3 часа в неделю; 5-7 классах по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Адаптивная физкультура»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по адаптивной физкультуре составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(ин);
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(ин), вариант 2, 1-4 классы, 5-9 классы.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает
образовательные,
воспитательные,
коррекционно-развивающие
и
лечебнооздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории
обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает
положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в
общество.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по
адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Согласно учебному плану в 1-4 классах по 2 часа в неделю; 5 классе – 3 часа, в 6-9
классах по 2 часа.
Учебный предмет «Профильный труд»
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
по профильному труду для 6-9 классов составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026; адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (ин), варианты 2, 6-9
классы.
Согласно учебному на изучение предмета «Профильный труд» отводится по 2
часа 6, 7 классах, 4 часа в 8 классе и 5 часов в 9классе.
Цель: всестороннее развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение учебного предмета в 6 - 9 классах способствует получению обучающимися
первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование
в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие
мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических во