РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3944508, ID 3946369, ID 5054776, ID 2918035)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 2 классов
п. Кукуштан, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 170 часов
(5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
• осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
• проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
• стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
• неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
• познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
•
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
• сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
• устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
• устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
• сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
• формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
•
•
выполнять совместные
предложенные образцы.
проектные
задания
с
опорой
на
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
• осознавать язык как основное средство общения;
• характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
• определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
• находить однокоренные слова;
• выделять в слове корень (простые случаи);
• выделять в слове окончание;
• выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
• распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
• распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
• распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
• определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
• находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
• применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Общие сведения о языке
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
2
Фонетика и графика
6
https://resh.edu.ru/subject/32/1
3
Лексика
10
https://resh.edu.ru/subject/32/1
4
Состав слова
14
https://resh.edu.ru/subject/32/1
5
Морфология
19
https://resh.edu.ru/subject/32/1
6
Синтаксис
8
https://resh.edu.ru/subject/32/1
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитие речи
30
8
https://resh.edu.ru/subject/32/1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
Резервное время
32
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
12
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА,
В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира. Наша речь
и наш язык
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
2
Диалогическая форма речи
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
3
Резервный урок по разделу лексика: о
происхождении слов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
4
Текст
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
5
Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
6
Тема текста
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
7
Основная мысль
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
8
Заглавие текста
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
9
Подбор заголовков к предложенным
текстам
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
10
Отработка умения подбирать заголовки к
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
предложенным текстам. Отражение в
заголовке темы или основной мысли
текста
11
Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
12
Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений. Тренинг
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
13
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
14
Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
15
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком абзацев
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
16
Предложение как единица языка
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
17
Предложение и слово
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
18
Связь слов в предложении
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
19
Виды предложений по цели
высказывания
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
20
Восклицательные и невосклицательные
предложения
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
21
Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
22
Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения
(логическое ударение)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
23
Резервный урок по разделу синтаксис:
наблюдение за главными и
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
второстепенными членами предложения
24
Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
25
Предложение: систематизация знаний
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
26
Слово и его значение
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
27
Значение слова в словаре. Уточняем
значение слова самостоятельно, по
тексту или с помощью толкового словаря
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
28
Однозначные и многозначные слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
29
Значение слова в словаре и тексте
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
30
Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
31
Синонимы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
32
Синонимы в тексте
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
33
Антонимы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
34
Наблюдение за использованием
антонимов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
35
Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
36
Обобщение знаний по разделу «Лексика»
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
37
Резервный урок по разделу лексика:
проверочная работа
1
38
Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
39
Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
40
Корень как часть слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
41
Корень как общая часть родственных
слов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
42
Корень слова: обобщение знаний
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
43
Окончание как изменяемая часть слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
44
Изменение формы слова с помощью
окончания
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
45
Различение изменяемых и неизменяемых
слов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
46
Резервный урок по разделу состав слова:
нулевое окончание (наблюдение)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
47
Суффикс как часть слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
48
Приставка как часть слова (наблюдение)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
49
Роль суффиксов и приставок
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
50
Состав слова: систематизация знаний
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
51
Состав слова: обобщение
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
52
Резервный урок по разделу состав слова:
Тренинг. Нахождение однокоренных
слов. Выделение корня
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
53
Резервный урок по разделу состав слова:
как образуются слова (наблюдение)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
54
Суффикс как часть слова: наблюдение за
значением
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
55
Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со
словарями
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
56
Перенос слов по слогам
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
57
Перенос слов по слогам: закрепление
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
58
Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
59
Составление устного рассказа по
репродукции картины З. Серебряковой
"За обедом"
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
60
Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
61
Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30—
45 слов с опорой на вопросы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
62
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
63
Единообразное написание гласных в
корне
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
64
Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук
в корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
65
Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
66
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
67
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
68
Непроверяемые гласные в корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
69
Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными
в корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
70
Списывание текста. Словарный диктант
1
71
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
72
Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный
звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и
мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
73
Знакомство с жанром поздравления
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
74
Функции мягкого знака
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
75
Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
76
Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос при работе в паре
(группе)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
77
Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения при работе в паре
(группе)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
78
Повторение алгоритма списывания
текста
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
79
Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)
1
80
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
81
Резервный урок по разделу орфография:
тренинг "Знаки препинания в конце
предложения" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
82
Резервный урок по разделу орфография:
тренинг "Слог. Перенос слов" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
83
Резервный урок по разделу орфография:
использование орфографического
словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
84
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
85
Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. при
работе в паре (группе)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
86
Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
87
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
88
Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)
1
89
Резервный урок по разделу развитие
речи: составление текста по рисунку на
тему "День рождения"
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
90
Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
91
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
92
Обозначение парных по звонкости-
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
глухости согласных в корне слова
93
Способы проверки согласных в корне
слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
94
Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в
корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
95
Учимся писать буквы согласных в корне
слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
96
Объяснительный диктант: учимся писать
буквы согласных в корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
97
Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
98
Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по глухостизвонкости согласны хзвуков в корне
слова" с использованием электронных
образовательных ресурсов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
99
Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30—
45 слов с опорой на вопросы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
100
Списывание текста. Словарный диктант
1
101
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
102
Правописание слов с разделительным
мягким знаком
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
103
Отработка правописания слов с
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
разделительным мягким знаком
104
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
105
Отработка способов решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с разделительным
мягким знаком" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
106
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
107
Списывание текста. Словарный диктант
1
108
Имя существительное как часть речи
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
109
Имя существительное: употребление в
речи
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
110
Имя существительное: значение
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
111
Имя существительное : вопросы («кто?»,
«что?»)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
112
Употребление прописной и строчной
буквы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
113
Составление устного рассказа по
репродукции картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
114
Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей, клички
животных
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
115
Прописная буква в именах собственных:
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
географические названия
116
Составление устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и вопросы:
составление текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
117
Имя существительное: изменение по
числам
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
118
Число имён существительных
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
119
Резервный урок по разделу морфология:
изменение по числам имен
существительных
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
120
Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
121
Глагол как часть речи
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
122
Глагол: значение. Для чего нужны
глаголы в нашей речи?
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
123
Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
124
Единственное и множественное число
глаголов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
125
Резервный урок по разделу развитие
речи: Составление текста на тему
пословицы
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
126
Текст-повествование
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
127
Особенности текстов-повествований
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
128
Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
повествование. Составление текстаповествования на тему "Как приготовить
салат"
129
Обобщение знаний о глаголе
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
130
Резервный урок по разделу морфология.
Тренинг. Отработка темы "Глагол"
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
131
Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)
1
132
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
133
Имя прилагательное как часть речи
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
134
Имя прилагательное: значение
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
135
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
136
Резервный урок по разделу морфология:
роль имён прилагательных в тексте.
Единственное и множественное число
имен прилагательных
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
137
Связь имени прилагательного с именем
существительным
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
138
Текст-описание
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
139
Резервный урок по разделу развитие
речи: составление текста (рассказа или
сказки) на тему "Путешествие снежинки
на землю"
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
140
Особенности текстов-описаний
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
141
Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-описание.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
Составление текста-описания
натюрморта
142
Диктант на изученные орфограммы в
корне слова
1
143
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
144
Резервный урок по разделу развитие
речи: Составление текста о своем
любимом домашнем питомце по
вопросам
1
145
Резервный урок по разделу развитие
речи: составление текста по рисунку с
включением в него диалога. Практикум
по овладению диалогической речью
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
146
Текст-рассуждение
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
147
Особенности текстов-рассуждений
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
148
Предлог. Отличие предлогов от
приставок
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
149
Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
150
Раздельное написание предлогов с
именами существительными
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
151
Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
152
Части речи: обобщение. Тренинг
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
153
Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
деятельности при проведении парной и
групповой работы
154
Резервный урок по разделу морфология:
части речи. Тренинг
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
155
Различение текстов-описаний и текстовповествований
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
156
Резервный урок по разделу морфология.
Тренинг. Отработка темы "Предлоги"
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
157
Части речи: систематизация знаний
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
158
Резервный урок по разделу морфология:
роль имён существительных в тексте
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
159
Резервный урок по разделу морфология:
роль глаголов в тексте
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
160
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
161
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
162
Резервный урок по разделу развитие
речи: проверочная работа
1
163
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг "Правописание имен
собственных" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
164
Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическая зоркость
как осознание места возможного
возникновения орфографической
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имён существительных;
правописание парных по глухостизвонкости согласны звуков в корне слова
(с использованием электронных
образовательных ресурсов)
165
Резервный урок по разделу орфография.
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имен прилагательных;
правописание слов с разделительным
мягким знаком (с использованием
электронных образовательных ресурсов)
1
166
Резервный урок по разделу орфография.
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
приставок; правописание буквосочетаний
с шипящими звуками (с использованием
электронных образовательных ресурсов)
1
167
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль "Правописание
буквосочетаний с шипящими звуками" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
168
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа
1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
169
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа
1
1
https://resh.edu.ru/subject/32/1
170
Контрольный диктант
1
1
170
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 2-й класс: учебник: в 2 частях; 14-е издание,
переработанное, 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык : 2‐й класс : методические рекомендации : учебное пособие : издание в
pdf‐формате / В. П. Канакина. — Москва : Просвещение, 2023. — 196 с. — (Школа России).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/32/1